Методическая деятельность


Одной из важнейших задач учителя сегодня, по-моему мнению, является поиск способов эффективного формирования у обучающихся исследовательской компетенции – вооружение учащегося инструментом познания. 
Базис, который дает к саморазвитию человека (и учителю, и ученику) современная школа, огромен. Он может стать лучшим помощником выпускнику в дальнейшем формировании картины мира, преодолении трудностей и послужит иммунитетом против нежелания их преодолевать, исследовать мир.
Есть только одно условие. Важно научиться этот базис применять – в жизни, в общении, в обучении. А это уже совсем другая история… Базис должен быть не окаменевшим застывшим слоем, а кипящим активным как магма. Как сделать его активным?
Образовательный процесс, школа зачастую воспринимается детьми как нечто искусственное. За пределами школы они естественны, активны. Надо сделать так, чтобы дети начали воспринимать происходящее как часть их жизни. Тогда они становятся очень активными. А сделать это можно через вопросы, через исследование.
С чего начинается исследование? С удивления… Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… 
Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. 
        Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Поэтому исследование – один из четырех универсальных типов мыслительной деятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования.
Подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, а именно “исследовательское обучение” может являться одним из наиболее эффективных способов не получения, а «добывания» знаний.
Поэтому первой важнейшей задачей вижу необходимость не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром. 
Неотъемлемыми элементами, формирующими исследовательское поведение, являются: уроки-исследования и внеурочная исследовательская деятельность: образовательные путешествия, разработка индивидуальных и групповых исследовательских проектов учащимися, участие в конкурсах, конференциях и т.д.
В основе новых образовательных стандартов лежит деятельностная парадигма образования, развитие личности учащегося, курс на метапредметные результаты. В рамках образовательной концепции МАОУ «СОШ № 7», работающей в системе международного бакалавриата, основой своей деятельности считаю личностно-ориентированный подход в обучении, направленный на создание условий для развития личности каждого учащегося. Это возможно только при эффективном слиянии содержания учебного предмета и методов обучения.
Работа  в составе творческой группы педагогов школы над апробацией и внедрением системы Международного бакалавриата в среднем звене (MYP), старшей школе, в том числе разработка программы учебной дисциплины «Подходы к учению» в рамках внедрения системы обучения международного бакалавриата в средней ступени и программы учебной дисциплины «Теория познания» в старшей ступени в МАОУ «СОШ № 7 с углубленным изучением английского языка» г. Перми помогла мне разработать свою систему педагогических приемов и методов. 
Несомненно, постижение, открытие учеником нового знания, поиск ответов на личностно-значимые для него вопросы обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий в начальной школе, их совершенствование и обогащение во второй ступени, развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению, рефлексии. 
В этой связи ведущим на уроках географии и во внеурочных мероприятиях для меня становится деятельностный подход, который способствует саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Базисом служат современные развивающие технологии: развивающее и проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИК-технологии, исследовательские методы, проектная технология.
Деятельностный подход предполагает кардинальное изменение профессиональной позиции учителя на уроке. Из транслятора знаний и умений он должен превратиться в организатора совместной деятельности учащихся по поиску и обнаружению нового знания и способов его добывания. 
Основной компетентностью, которая формируется к концу основной школы, является приобретение обучающимися собственной исследовательской технологии. Такое понимание компетентности может быть конкретизировано как социальная компетентность (способность действовать в социуме с учетом позиций других людей); коммуникативная компетентность (способность вступать в общение с целью быть понятым); предметная компетентность (способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры).
Образовательный процесс, подобным образом построенный, позволяет подросткам-выпускникам в дальнейшем разрабатывать индивидуальную образовательную траекторию и самостоятельно принимать решения. 
С этим соотносится и одна из главных задач географии – формирование географической компетентности. Система рассчитана на создание в процессе обучения оптимальных условий для формирования учебной деятельности и развития каждого ученика в качестве ее субъекта, способного к самопознанию и саморазвитию.
Ведущими методами обучения при этом становятся поисково-исследовательские, предполагающие обострение противоречий между знанием и незнанием, выдвижение гипотез, планирование способов их проверки, обращение к различным источникам информации.
Чтобы открыть новое для себя знание, учащиеся должны погрузиться в проблему, проанализировать ситуацию: выделить конкретные характеристики исследуемого явления, интерпретировать их с позиций стоящей перед ними задачи. Ребята выдвигают гипотезу о возможностях решения задачи, строят модели, выделяя сущностные свойства объекта исследования, проверяют гипотезу, соотносят свои суждения с мнением ученых, часто противоречивым, делают обобщения. При этом каждый момент учебной деятельности содержит в себе возможности для проявления рефлексивных и оценочных действий, являясь и способом диагностирования уровня сформированности лингвистической компетентности, универсальных учебных действий. Если учебная деятельность, особенно на начальном этапе обучения, осуществляется только в форме коллективного учебного диалога, развертывающегося на всех этапах решения учебной задачи, и самым высоким уровнем развития коммуникативной компетенции является инициативная организация коммуникации для решения образовательных задач с педагогами и одноклассниками, то в основной школе ситуация несколько меняется. 
Современные дети, которые в достаточной мере владеют компьютером, умеют работать с информационными носителями. Однако задачей учителя является формирование информационной компетенции учащегося.
Использование информационных технологий позволяет мне как учителю решать сразу несколько задач:
реализовать личностно-ориентированный подход в обучении географии;
обеспечить качественно иной уровень наглядности; предметно-исследовательской и проектной деятельности;
способствовать развитию информационной компетентности учащихся;
Одним из интерактивных методов и технологий обучения в школе на уроках географии является использование интерактивных  электронных карт. С одной стороны, наборы интерактивных электронных карт «опираются» на действующие и хорошо знакомые учебники, что создает условия для их практически безболезненного «вписывания» в преподавание, начиная с традиционного классно-урочного учебного процесса. С другой стороны, наборы интерактивных электронных карт дают убедительные примеры того, как средства ИКТ могут быть эффективно использованы в учебном процессе. Учитывая эти «две стороны одной медали», можно прогнозировать приобретение самыми широкими кругами учительства столь необходимого опыта использования средств ИКТ в учебном процессе, выработку «привычки» к использованию ИКТ, стимулирование педагогов к применению современных образовательных технологий, ориентированных в конечном счете на создание условий для достижения учениками новых образовательных результатов.
Информационные технологии играют огромную роль в дистанционном обучении, которое особенно востребованным оказалось во время вынужденных «карантинных» каникул: тогда ребята самостоятельно решают географические задачи, участвуют в олимпиадах по географии в режиме он–лайн.
Одним из ключевых моментов моей педагогической системы считаю тьюторское сопровождение индивидуальных исследовательских проектов учащихся. Освоение проектного метода как одного из вариантов работы с научной литературой, позволяет в основной и старшей школе организовать дифференцированное обучение, реализовывать практико-ориентированный подход в  соответствии с индивидуальным образовательным запросом учащегося, работать над поиском ответов на личностно-значимые для него вопросы. 
Свидетельствует об этом и динамика увеличения числа учащихся, принимающих участие в школьной НПК и занимающихся исследовательской деятельностью отражена на графике на рис. 1. Так, в 2008-2009 учебном году к НПК были подготовлены 12 учащихся к школьной научно-практической конференции.
За два последних года интерес к НПК существенно возрос. В 2009-2010 учебном году мной были подготовлены 17 учащихся в параллелях 6-9-х классов, на базе МОУ СОШ N 7 была проведена Научно-практической конференция учащихся в секции «География, краеведение». 

 
Рис.1. Динамика числа учащихся, принявших участие в школьной научно-практической конференции в секции «География, туризм, краеведение» за период с 2008 по 2011 г.г.

В 2010-2011 учебном году была осуществлена подготовка 33 учащихся в параллелях 7-10-х классов и проведение на базе МАОУ СОШ N 7 Научно-практической конференции учащихся в секции «География, туризм, краеведение».
На протяжении 3-х лет учащиеся школы принимают активное участие во Всероссийской конференции «Первые шаги в науку», как в очном, так и в заочном этапах. Учащиеся из года в год получают высокую экспертную оценку и становятся лауреатами дипломов I, II, III степени. В связи с этим число учащихся, желающих принять участие в таких конкурсах год от года растет – от 6 учащихся в 2009-2010 г.г. до 24 в 2010-2011 г.г.
В 2009-2010 г.г. 6 учащихся (Петухов И., Соломаха А., Хлопина А., Бекреева П., Шестакова К., Будник С.) были подготовлены к участию во Всероссийском заочном конкурсе научно-исследовательских работ учащихся «ПЕРВЫЕ   ШАГИ   В  НАУКУ», проходившего  в марте 2010 в г. Обнинск на базе Малой Академии Наук «Обнинский полис». Все учащиеся стали лауреатами заочного конкурса. Будник С. награжден дипломом I степени. Хлопина А., Петухов И., Бекреева П. награждены дипломами II степени. Соломаха А. и Шестакова К. награждены дипломами III степени.

 
Рис.6. Динамика числа учащихся, принявших участие во Всероссийской научно-практической конференции «Первые шаги в науку» и «Юность, Наука, Культура» в  г. Обнинске в секциях «География», «Краеведение», «Экология».

В соответствии с экспертными оценками все учащиеся были приглашены к участию в очном этапе конференции. Участие 5 учащихся (Петухов И., Соломаха А., Хлопина А., Бекреева П., Будник С.) в X Всероссийской научно-практической конференции учащихся «ПЕРВЫЕ   ШАГИ   В  НАУКУ», проходившей  4-8 мая 2010 в г. Обнинск на базе Малой Академии Наук «Обнинский полис». Все учащиеся стали лауреатами конференции. 
- 4 учащихся (Петухов И., Хлопина А., Бекреева П., Будник С.) награждены дипломами I степени и 1 участник (Соломаха А.) - дипломом II степени; Будник С. награжден дипломом и медалью «За лучшую работу» в секции «География»; Хлопина А. награждена дипломом «Самый активный участник конференции» в секции «География». 
В 2010-2011 учебном году учащиеся МАОУ «СОШ N 7» вышли на более высокий уровень представления своих научно-исследовательских работ – на конференцию «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА», к участию в которой приглашаются учащиеся 10-11-х классов, студенты и аспиранты высших учебных заведений. 
Тщательная и планомерная подготовка  4 учащихся (Бекреева П., Володин О., Калинин К., Кашин Д.) к участию в XXVI Всероссийском заочном конкурсе научно-исследовательских работ учащихся «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА», проходившего  в феврале 2011 в г. Обнинск на базе Малой Академии Наук «Обнинский полис», обусловила победу учащихся. Все учащиеся стали лауреатами заочного конкурса и  награждены дипломами I степени, были приглашены на очную конференцию.
4 учащихся (Бекреева П., Володин О., Калинин К., Кашин Д.) защищали честь школы на XXI  Всероссийской научно-практической конференции учащихся «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА», проходящей  в период с 29 марта по 1 апреля 2011 г. в г. Обнинск на базе Малой Академии Наук «Обнинский полис». Все учащиеся были награждены дипломами I степени. Работа Кашина Дмитрия была награждена медалью и удостоена диплома «Лучшей работы в секции». Все учащиеся были номинированы на соискание премий президента РФ.
 
Рис.2. Соотношение (%) дипломов I, II, III степени, полученных учащимися во Всероссийских научно-практических конференциях «Первые шаги в науку» и «Юность, Наука, Культура» в  г. Обнинске за период с 2010 по 2011 г.г.

Общее число дипломов I степени, полученных учащимися на протяжении 2-х лет активного участия в конференциях в Обнинске, составляет более 63% (рис.2).
Вторая важнейшая задача учителя - создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения.
В решении этой задачи в 2010-2011 учебном году мной был разработан проект «Наука и познание в развитии личности ребенка», направленный:
- на создание исследовательской среды  и объединение общеобразовательных учреждений международного бакалавриата на территории Российской Федерации путем интеграции их в единое научно-исследовательское образовательное пространство на базе МОУ СОШ N 7 г. Перми с углубленным изучением английского языка.
- на реализацию прав ребенка на всестороннее и гармоничное развитие
- на популяризацию знаний по правам ребенка в среде российских школ – участниц внедрения программы Международного бакалавриата.
В основе проекта - конкурс исследовательских проектов. Конкурс содействовал реализации региональной целевой программы «Семья и дети Прикамья» и приоритетного национального проекта «Образование».
Деятельность в рамках проекта направлена на создание организационных и педагогических условий в Пермском крае для реализации исследовательского компонента образовательных программ международного бакалавриата и формирования единого Всероссийского научно-исследовательского пространства по обмену идеями, опытом участников проекта – учащихся, учителей, специалистов в области разработки и внедрения образовательных программ в сфере бакалавриата.
  Промежуточным итогом в реализации проекта стало проведение I Всероссийской конференции учащихся образовательных учреждений международного бакалавриата 4-6 ноября 2011 года. Результаты приведены в критериях оценивания достижений учителя. В рамках конференции более 20 учащихся представили свои исследовательские проекты на английском языке.
  В отличие от других наук, выросших в кабинетной тиши, география крепла и развивалась под неумолчный гул прибоя и рёв ветра над скалами, ее озаряли полярные сияния и отблески извержений вулканов, обжигало тропическое солнце и сияющие льды Антарктиды. В географию шли наиболее отважные и предприимчивые люди, те, кто умел и любил рисковать, те, кто не знал большего счастья, чем счастье открытий, и с легким сердцем оставлял насиженные места. Ни одной науке не обходились так дорого открытия, как географии. Почти за каждую крупицу знаний заплачено человеческой жизнью. Можно смело утверждать, что если вы положите ладонь на географическую карту, то под ней наверняка окажутся могилы безымянных исследователей…
Ряд факторов за последнее десятилетие способствовал снижению интереса к географии и популярности последней. В частности, к сожалению, утратилось представление о природе как о едином целом, был искусственно разобран, разобщен сложный и по сути своей неделимый комплекс явлений природы. Произошел переход от живого общения, дискуссий на экзамене к форме ЕГЭ. Последующая отмена ЕГЭ по географии в качестве вступительного экзамена для ряда востребованных специальностей в ВУЗАХ существенно снизила мотивацию к овладению учащимся обязательным минимумом. 
В этих условиях необходимо вновь развить интерес к географии, сделать географию «живой». Осуществить это весьма не просто. Добиться успеха в повышении интереса и эффективности обучения географии учащихся МАОУ «СОШ N 7 с углубленным изучением английского языка» в частности и ученического сообщества в целом можно, опираясь на образовательные путешествия, экспедиции по Пермскому краю. 
Открывшиеся в последние десятилетия возможности путешествовать позволяют применять полученные учащимися знания на практике. Перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и уникальных объектов, созданных природой, который учащиеся будут воспринимать осознанно в привитой им системе общечеловеческих ценностей. Расширяющаяся сегодня сеть учебных заведений и специальностей, связанных с подготовкой специалистов в области туризма и сервиса, экскурсоведения позволит учащимся перевести полученные на уроках географии знания в профессиональную плоскость при поступлении на соответствующую специальность. Такая деятельность является одним из важных моментов формировании у учащихся образов географических объектов. Так¸ например, в ходе изучения курсов «География материков и океанов», «Физическая география России» учащиеся получают лишь общие представления. Но общего представления очень часто бывает недостаточно. Понять природу какой-либо страны, изучая ее только по отдельным компонентам, нельзя. Выряжаясь образно, при этом вы «за деревьями не увидите леса», за случайным – закономерное. А ведь одна из главных задач географии сегодня – связать важнейшие отделы современного естествознания с человеком и обществом. Поэтому значительная роль в рамках данного курса отводится созданию у учащихся образных представлений, характеризующих внешний облик городов нашей страны, культурные обычаи и традиции ее народов, быт, условия жизни, хозяйственную деятельность и т.д.
Развитие внутреннего туризма за последнее десятилетие дает нам возможность путешествовать по всей стране, в том числе и в самые отдаленные уголки. Поездка с классом, путешествие с родителями на автомобиле по своему региону или за его пределами – это лишь неполный список возможностей учащегося сегодня. А использование  в таких поездках самых современных средств навигации, геоинформационных систем диктует необходимость обучения и развитию навыков работы с такими технологиями. В связи с этим навыки работы с вышеназванными технологиями, полученные учащимися на уроках географии, окажутся весьма полезны и в повседневной жизни.
Не менее важный аспект преподавания географии в МАОУ «СОШ N 7 с углубленным изучением английского языка» г. Перми связан с лингвистической компонентой. Углубленному изучению иностранных языков сопутствует тесное знакомство со странами мира, с населяющими их народами, их культурой, традициями, образом жизни, достопримечательностями. Необходимость изучения страноведческого материала в таком объеме на иностранном языке требует предварительного знакомства с ним на родном языке. Однако федеральной учебной программой для 7-х классов средней школы не предусмотрено изучение страноведческого материала в таком объеме. Федеральная учебная программа направлена на изучение природы нашей планеты в целом, особенностей открытия, изучения, природных условиях материков и океанах в частности. В связи с этим формирование у учащихся уже на начальном этапе изучения географии географических представлений о мире в целом и образов отдельных стран в частности является весьма актуальным. 
Разделы по моей методической системе и воспитательной работе с детьми более полно представлены в документе по критериям.
Перечисленные выше особенности преподавательской деятельности служат залогом успешного обучения учащихся МАОУ «СОШ N 7 с углубленным изучением английского языка» г. Перми и освоения ими географической науки.