Семинары, мастер-классы


Использование интерактивных электронных карт на уроках географии - внедрение новых технологий в процесс обучения учащихся.
Учитель географии МОУ СОШ N 7 с углубленным изучением английского языка
Баскевич И.А.


         Необходимым условием ориентации на современное обучение, внедрение в учебный процесс новых технологий является использование активных и интерактивных методов и приемов обучения. Реализовать активные и интерактивные методы и технологии обучения в школе возможно в условиях процесса обучения.

         Внешним показателем реализации активных и интерактивных методов и технологий обучения будет их разнообразие в учебном занятии. Как организационная форма учебное занятие нас интересует с позиции дидактической цели, которая требует решения соответствующих задач и выбора для их решения методов и технологий, а к ним приемов обучения, которые позволят выполнять общую задачу подготовки учащегося. 

         Одним из интерактивных методов и технологий обучения в школе на уроках географии является использование интерактивных  электронных карт. 

         С одной стороны, наборы интерактивных электронных карт «опираются» на действующие и хорошо знакомые учебники, что создает условия для их практически безболезненного «вписывания» в преподавание, начиная с традиционного классно-урочного учебного процесса. С другой стороны, наборы интерактивных электронных карт дают убедительные примеры того, как средства ИКТ могут быть эффективно использованы в учебном процессе. Учитывая эти «две стороны одной медали», можно прогнозировать приобретение самыми широкими кругами учительства столь необходимого опыта использования средств ИКТ в учебном процессе, выработку «привычки» к использованию ИКТ, стимулирование педагогов к применению современных образовательных технологий, ориентированных в конечном счете на создание условий для достижения учениками новых образовательных результатов.

         Преимущества применения интерактивных электронных карт:

         I. Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт значительно выше, чем печатных. При работе с интерактивной электронной картой можно:

         1) использовать различные режимы работы с картой. 

•        приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения с помощью увеличения масштаба карты;

•        удалять изучаемую территорию для формирования общего представления об изучаемом объекте с помощью уменьшения масштаба карты;

•        навигации (перемещения) по карте; 

•        рисования на карте;

•        нанесения надписей на карту. Наносить надписи можно как при помощи обычной, так и экранной клавиатуры в случае работы с интерактивной доской;

•        перемещения надписей;

•        удаления надписей и рисунков;

•        полной единовременной очистки карты от надписей и рисунков;

         Благодаря многообразию режимов существует несколько основных видов работы с электронной картой:

         1) Работа со слоями карты.

         2) Работа с дополнительным материалом.

         3) Использование дополнительных возможностей программы – выполнение рисунков, надписей и т.д. 

         Функция рисования значительно расширяет область применения интерактивных электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность.

         А) появляется возможность добавлять на карту необходимую информацию, 

         Б) разнообразить формы работы на уроке:

         - при предварительном отключении вывода на экран названий объектов включение режима «Рисование» выделять на карте изучаемые объекты  географической номенклатуры, с помощью режима «Подписи» делать подписи этих объектов. Например, при изучении элементов береговой линии материка (заливов, проливов, островов, полуостровов) можно предложить учащимся сопоставить карту атласа или заранее выданный дидактический материал (карту с нанесенными и подписанными заливами, проливами и т.д.) с электронной картой. После выполнения учащимся или группой учащихся данного задания, включение режима подписей объектов позволит осуществить переход от ознакомления с картой к проверке знаний, автоматически выявить и мгновенно исправить допущенные ошибки. 

         - наличие режима «Подписи» в совокупности с отключением слоя «Названия географических объектов суши» позволяет существенно упростить процедуру и сократить время при проведении проверок по географической номенклатуре. К примеру, учитель перед уроком пишет на любом свободном поле карты ряд названий географических объектов, учащийся располагает подписи на карте в тех районах, которые соответствуют этим подписям.

         - осуществлять переход от ознакомления к проверке знаний. Например, при изучении темы «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» при отключении изменять формы заданий.

        

         4) комплексное использование

 

2) использовать различные слои карты. Интерактивная электронная карта состоит из слоев. Каждый слой содержит разную картографическую информацию. Слои карты:

         1. Основные элементы карты:

а) градусная сеть;

б) рельеф суши и дна океана;

в) реки и озера;

г) полезные ископаемые;

д) океанические течения;

е) населенные пункты.

 

         2. Названия:

а) объектов суши;

б) водных объектов.

 

         3. Дополнительная информация: большинство карт обладает привязанной к территории дополнительной иллюстративной и текстовой информацией, что позволяет увеличить число обращений к карте в ходе изучения материала и эффективно использовать время урока.

Дополнительная информация сгруппирована по основным географическим оболочкам:

         - литосфера – объектам литосферы соответствуют кружки с индексом красного цвета, демонстрируют в форме фотографий, кратких текстовых описаний информацию о наиболее широко известных, либо наиболее типичных для данной территории объектах литосферы – формах рельефа, вулканах, явлениях в литосфере – землетрясениях, извержениях вулканов, гейзерах, опасных стихийных явлениях – селях, обвалах, геологических находках и т.д.;

         - гидросфера - объектам гидросферы соответствуют кружки с индексом синего цвета, наглядно демонстрируют наиболее широко известные водные объекты – реки, озера, водопады и явления, связанные с этими объектами;

         - биосфера - объектам биосферы соответствуют кружки с индексом зеленого цвета, демонстрируют в форме фотографий, кратких текстовых описаний наиболее типичных представителей растительного и животного мира; а также типичные для изучаемой территории ландшафты.

         - достопримечательности изучаемой территории.

         Электронные карты дают возможность использовать при изучении конкретной темы только необходимый в этих целях слой карты, а остальные слои и часть обозначений снимать, упрощая карту, делая ее более наглядной.

         5) ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности.

         II. Использование интерактивных электронных карт является стимулирующим инструментарием в учебном процессе. В условиях высокого уровня владения навыками обращения с компьютерной техникой у учащихся возникает потребность в их реализации. К сожалению, зачастую это выражается в «компьютерную зависимость» в форме игр и т.д. Использование интерактивных карт на различных уроках делает эти уроки современными, позволяют направить владение учащимися компьютерными технологиями в нужное русло и реализовать их. 

        

         III. Использование интерактивных электронных карт является активным методом обучения учащихся. Использование интерактивных карт позволяет развить интерес к изучаемому предмету.

         В качестве примера применения интерактивных электронных карт в учебном процессе можно рассматривать проект «Туристические ресурсы Земли». Данный проект является межпредметным, объединяет изучение географии, страноведения и информатики, поэтому его задачами являются:

•   изучение многообразия туристических ресурсов планеты;

•   создание информационно – иллюстрированных слайд-фильмов; 

•   формирование навыков работы с информационными технологиями.

         Проект направлен на учащихся 7-х классов, реализуется в форме итоговых обобщающих уроков в конце второй и в конце третьей четверти учебного года. Основой проекта является изученный учебный материал по темам «Африка», «Австралия и Океания», «Южная Америка», «Северная Америка».

         Организация работы над проектом. Изучение темы строится в форме деловой игры, в ходе которой учащимся предлагается войти в роли турагентов и прорекламировать следующие туристические маршруты:

1) в конце второй четверти -  «Заповедными тропами Африки», «Большой Барьерный риф Австралии». 

29.10.2009 

Прикрепленные файлы:
Comments