Уроки


1. От образа места к долгосрочному прогнозу погоды

 

Предмет: География

Раздел: «Климат России»

Класс: 8

 

Комментарии к уроку:  

Данный урок рассматривается в рамках раздела «География России» относительно темы «Климат России». Данная тема сложна для восприятия, так как требует системного видения. При этом неоспоримым достоинством данной темы является возможность решения открытых задач актуального содержания, что в свою очередь является хорошим полигоном для развития навыков принятия решений неочевидных ситуациях.

На этом уроке можно выстроить внутрипредметные связи. На уроке учащиеся получают новый опыт, теоретически его осмысливают, практически используют и оценивают те изменения, которые произошли в их картине мира по итогам урока.

 

Цель урока:

Научить применять технологию составления долгосрочного прогноза погоды для решения жизненных задач, требующих учета климатических факторов.

 

Ожидаемый результат:

            Учащиеся освоят технологию составления долгосрочного прогноза погоды.

 

Задачи урока:

Предметные

-          раскрыть влияние климатообразующих факторов в сфере прогнозирования погодных условий;

-          развить навык сопоставления комплекса метеорологических параметров в соответствии с поставленной задачей.

 

Метапредметные

-          научить различать обывательское и научное восприятие действительности в процессе прямого и обратного перехода от образа места к фактологической информации и прогнозу;

-          научить устанавливать причинно-следственные связи в задаваемой предметной области

-          развивать навык работы в группах переменного состава.

 

Тип урока:

по характеру деятельности: комплексного применения знаний

по ведущему методу: урок-исследование, проблемное обучение

 

Форма и методы урока:

Урок решения открытых задач с использованием метода погружения; приемов провокации, фокусировки. Форма работы – в группах переменного состава.

 

 

Оборудование:

Раздаточный материал, интерактивная доска, компьютер, презентация Power Point,

 

Ход урока:

Пространство класса делится на две зоны: образовательная площадка и лаборатория. В первой зоне 

учащиеся обучаются преобразовывать образ места в базу данных и формулируют гипотезы,  в лаборатории – работают с фактологическим материалом, выбирают аргументы, выстраивают причинно-следственные связи, делают долгосрочный прогноз.

 

этапы урока

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

1 этап.

Постановка проблемы

2 мин.

Приветствие учителя.

Мы начинаем наш урок географии. Сегодня мы с вами будем учиться помогать родителям. Но я не называю конкретную тему урока, так как в учебниках и в программе такой темы вы просто не найдете. Пока мы обозначим ее только в общих чертах «От образа места к долгосрочному прогнозу погоды» Адресую эти вопросы ученикам.

Родители уже начали обсуждать с вами, как спланировать отдых в летние каникулы?

Мы научимся прогнозировать погодные условия на примере лета 2012 года в г. Перми, а Вы (если научитесь) сможете сделать это для любой точки Земного шара и любого времени года.

На семейном совете Вы внесете свой вклад в организацию семейного отдыха – объясните родителям, куда лучше ехать с учетом погоды летом 2012 года.

 

Ученики высказывают свои варианты помощи родителям через географию.

Ученики сообщают о планах на лето.

Ученики настраиваются на проблемный урок, возникает мотивация на обсуждение сложной противоречивой проблемы, выстраиваются партнерские равные отношения с учителем

2 этап. Прием «Погружение».

2.1. Постановка цели и задачи исследования.

Моделирование «Создание образа лета-2012»

 

 

 

 

 

 

2.2. Прием «Фокусировка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Обращение к личному опыту учащихся с целью

построения логической цепочки «было-есть-будет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Работа со смарт-доской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Обращение к базе метеорологических данных с целью перехода от качественного восприятия к цифровому, от «картинки» к «карте»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Переход от «образа лета-2012» к прогностической карте погодных условий лета 2012. Выявление закономерности

1 мин.

Начинается показ презентации.

 

Классу предлагается проблемный вопрос, точного ответа на который нет даже у ученых-метеорологов.

 

Давайте предположим, каким может быть лето-2012?

Возможны 4 модельных случая погодных условий летом-2012:

1)    жаркое сухое

2)    теплое влажное

3)    прохладное влажное

4)    прохладное сухое

 

 

В течение минуты каждый формирует собственный прогноз. Ученики выдвигают гипотезы ожидаемых ими летом 2012 погодных условий.

2 мин

Фотографии возможных предложенных учащимися модельных случаев появляются на слайде. Также распечатанные фотографии разложены на 4-х столах в специально отведенной зоне класса – лаборатории.

Каждому ученику предлагается индивидуально выбрать один из модельных случаев.

 

 

 

Учитель фиксирует внимание учащихся на следующем моменте: «Вы опирались на одни и те же знания, а пришли к совершенно разным вариантам».

 

В течение минуты каждый формирует собственную позицию по отношению к предложенным модельным случаям, выбирая один из четырех.

После того, как ученики определились, они перемещаются в лабораторию и садятся по группам за столы в соответствии с выбранным ими модельным случаем.

 

С помощью вопроса учителя ученики подводят итог о числе выдвинутых ими гипотез.

5 мин

Учитель задает вопросы учащимся: «Что надо проанализировать, чтобы предсказать погоду летом-2012?»

 «На что мы можем  опираться, когда выбираем тот или иной вариант?»

 Учитель выслушивает все ответы. Если среди предложенных вариантов учащиеся указывают на необходимость учета погоды прошлых лет, учитель предлагает учащимся обратиться к их собственному опыту и  вспомнить о том, какими были лето, зима в предыдущие годы.

Если учащиеся называют другие варианты, то учитель предлагает ученикам составить новые группы в зависимости от выбранного им способа предсказания погоды. Чтобы определить какая погода будет, надо сначала проанализировать какая погода была в летний сезон в предыдущие годы.

 

 

Дается задание на групповую работу: Ученикам предлагается вспомнить, какие погодные условия были зимой и летом в прошлом и позапрошлом году.

Деятельность детей организуется следующим образом. На смарт-доске размещаются попарно 6 фотографий – зима и лето. Рядом отдельным блоком размещены значки погодных условий (ясно, пасмурно, холодно, тепло, жарко, морозно и т.д.), качественно характеризующих погоду, и номера лет 2010, 2011, 2012.

Аналогичный комплект раздаточных материалов находится у групп на столах. Каждая группа должна установить соответствие в течение 4-х минут между фото и значками.

В случае, если кто-то из учащихся отказывается от выбранной им ранее гипотезы, учитель предоставляет ему возможность перейти в соответствующую группу.

 

Учащиеся предлагают свои способы предсказания погоды летом-2012.

 

Учащиеся вспоминают погодные условия прошлых лет.

Погода определенного года, определенного сезона обсуждается всеми участниками группы. При этом каждый лично должен помнить, что свой выбор он сделал сам и постараться, чтобы его мнение учли, услышали и поняли.

Каждая группа должна прийти к единому мнению и предложить всему классу свое групповое решение, обозначив его на смарт-доске с помощью специальных символов.

Учащиеся обсуждают общий результат, отображенный на смарт-доске.

 

 

 

7 мин

Чем отличается теплая погода от жаркой и т.д.? Учитель организует работу учащихся с понятиями, обсуждая, что означает «теплая», «холодная», «жаркая», «морозная» погода.

 

 

 

 

Учитель предлагает учащимся перейти от ощущений к цифрам, обратившись к базе метеорологических данных.

Дается задание для групповой работы: заменить качественные характеристики на количественные. Ученикам предлагаются в качестве раздаточного материала таблицы значений за период с 2010 по 2012 г.г. по пяти метеорологическим величинам:

 – средним зимним и летним температуре воздуха,

- среднему атмосферному давлению,

- суммарному за зиму/лето количеству осадков;

- максимальному значению высоты снежного покрова;

- суммарному количеству  пасмурных/ясных дней зимой и летом.

 

Учитель просит сравнить обозначенные ранее качественные характеристики сезонов с количественными показателями.

У учащихся возникают трудности при разделении понятий «тепло», «жарко» на качественном уровне, возникает необходимость использования конкретных значений. 

 

 

 

Предварительно обсудив в группах, учащиеся устанавливают соответствие между сезонами и значениями. Значения пяти метеорологических показателей для пяти сезонов учащиеся отображают на смарт-доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнив результаты, полученные на основе опыта и с помощью базы данных учащиеся делают вывод о том, что качественные характеристики не позволяют дать точную характеристику погодным условиям.

4 мин

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Как можно использовать полученную в предыдущем задании информацию для прогноза погоды летом 2012 года?»

 

Учитель вводит понятие климатической нормы – среднемноголетнего значения показателя как базового критерия для сравнения.

Групповое задание: сравнить полученные в предыдущем задании значения со средними многолетними значениями, которые появляются на слайде.

 

Учащиеся, отвечая на вопрос учителя, осознают необходимость введения критерия для сравнения.

 

 

Группы сравнивают полученные значения температуры и количества осадков со средними многолетними. Группы, предварительно обсудив, делают вывод по каждому сезону, используя научную терминологию «выше нормы», «ниже нормы». Анализируя, как изменяются  из года в год значения по отношению к норме, учащиеся устанавливают закономерность – тенденцию в изменении температура и осадков от года к году, от сезона к сезону.

6 мин

Группам предлагается с помощью научной терминологии, метеорологических данных  и установленной ранее закономерности дать прогноз по температуре и осадкам на лето 2012 года и объяснить его, опираясь на известные им климатообразующие факторы.

В группах может начаться столкновение версий участников по поводу предложенной ситуации. Начнутся споры в минигруппах.

Сложность может возникнуть в том, что группа не сможет прийти к единому мнению. Вариант – работа новыми группы смешанного состава.

После работы в группах докладчик от каждой группы рассказывает о том, как проходило убеждение, на основе каких факторов дан прогноз и каковы его итоги.

Ученики выходят на понимание того, что свою позицию они формируют, с одной стороны, исходя из собственного опыта, с другой стороны – опираясь на науку.

 

3 этап.

Теоретическое осмысление полученного опыта

 

2 мин

Возвращаемся к ситуации выбора места семейного отдыха летом 2012 года.

Учитель предлагает учащимся сформулировать алгоритм учета погодных условий при выбор того или иного места отдыха, который ребята смогут продемонстрировать родителям: «Что будем учитывать?», «В какой последовательности?».

 

Формулируют алгоритм разговора – объяснения и в случае необходимости поясняют свой выбор

 

Учащиеся записывают алгоритм на смарт-доске в специально отведенном для этого поле.

 

 

4. Рефлексия

 

Домашнее задание

1 мин

Учитель предлагает учащимся  обсудить с родителями возможные места отдыха летом 2012 года и сделать дома прогноз для любого места отдыха, предложенного родителями. В качестве базы метеорологических данных учитель рекомендует воспользоваться учащимся картами и фактологической информацию с сайта www.gis-meteo.ru.

 

Учащиеся

записывают адрес сайта. Свои прогнозы учащиеся могут выкладывать на стене страницы учителя в Контакте.


2. ПОДХОДЫ  К  ИЗУЧЕНИЮ  КЛИМАТА

 Урок-лекция. Подходы к изучению климата



3. ПРИРОДНАЯ  ЗОНА  ГЛАЗАМИ  ТУРИСТА

Предмет: География

Раздел: «География материков и океанов» - природные зоны Северной Америки.

Класс: 7

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап: актуализации знаний (12/)

10//

 

 

 

 

 

 

 

 

50//

 

 

 

 

 

1/

 

 

 

 

 

 

 

1/

 

 

 

 

 

 

 

1/

 

 

 

 

1/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2/

 

 

 

 

 

 

30//

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2/

 

 

 

 

 


Приветствие учителя.

Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок. Сегодня мы будем смотреть на природные зоны Северной Америки с разных позиций и примерим на себя несколько социальных ролей.

 

Вы уже изучили несколько материков (Африка, Австралия, Юж.Америка, Антарктида)?

Назовите, какие природные зоны Вы помните?

 

А какие из этих природных зон есть в Северной Америке?

Учитель прикрепляет к доске (в левой части) заранее приготовленные листки желтого цвета с названиями природных зон Северной Америки.

 

А есть ли в Северной Америке еще природные зоны? Учитель предлагает учащимся открыть содержание атласа, найти соответствующую карту и ответить на поставленный вопрос.

 

Учитель прикрепляет в правой части доски листы белого цвета с названиями пропущенных природных зон.

 

Учитель дает детям задание: в парах придумать 1-2 ассоциации для любой природной зоны Северной Америки, которые связаны с перечисленными природными зонами: «Какие образы животных, растений у вас возникают, когда вы видите эти названия?». Учитель разъясняет правило, согласно которому если придуманная учеником ассоциация уже записана на доске, необходимо придумать другую. Учитель предлагает учащимся после минутного обсуждения выйти к доске и записать свои ассоциации.

 

Учитель предлагает выделить на доске область знания и незнания. Учитель обобщает картину на доске, с помощью вопросов фиксирует внимание учащихся к областям знания и незнания. Учитель: «Можно ли увидеть на доске какие природные зоны вам знакомы лучше, а какие хуже?»

 

 

Предлагаю Вам вернуться к карте природных зон Северной Америки а также использовать рисунок, вложенный в атлас. В парах решите с вашими соседями в какой природной зоне находится национальный парк, изображенный на рисунке. Когда определите, прикрепите ваш рисунок с национальным парком к соответствующей природной зоне на доске.

 

Учитель обобщает картину на доске: «Давайте мы сделаем небольшую паузу и посмотрим на комплекс ваших представлений о природных зонах Северной Америки на доске. Какую форму представления материала вам напоминает то, что мы получили на доске?»

 

Учитель поясняет, что учащиеся от «словесного рисунка», картографического материала перешли к схеме, отражающей области знания и незнания, проведя поиск точек роста.

Учитель: «Ребята, мы наглядно видим зону большего и меньшего знания с позиции ученика, изучающего географию материков и океанов».

 

Учитель: «Ребята, мы не сможем остановиться на всех зонах. Давайте остановимся на 4-х зонах. Выберите 4, которые  вызывают у вас больше всего вопросов? Учитель обводит мелом на доске названия четырех наименее известных учащимся природных зон.

 

Методическое пояснение:

В ходе первого этапа урока учащимися была сформирована многослойная база данных:

1 слой (бессистемный) - есть некая база данных представлений и ассоциаций ученика (материки, природные зоны на др. материках)

2 слой (упорядоченный, одинаков для всех) -  карта

3 слой (визуальный) – рисунок (форма одинаковая, содержание разное)

4 слой – запрос.

В итоге видим:

- ярко-выраженные блоки, информационно-насыщенные.

- белые пятна, информационно-недостаточные блоки.

Это позволяет определить потенциальные точки роста.

Дети приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 Дети отвечают на вопрос, перечисляют известные им природные зоны.

 

 

 

Учащиеся называют природные зоны Северной Америки.

 

 

 Дети находят в атласе карту природных зон Северной Америки, сопоставляют названия природных зон в легенде карты с названиями на доске, определяют и называют  недостающие природные зоны.

 

 

 

 

 

Учащиеся придумывают по 1-2 ассоциации к любой  природной зоне, записывают их на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся перечисляют те природные зоны, рядом с названиями которых написано меньше всего ассоциаций (или их нет вообще).

 

 

 

 

 Учащиеся знакомятся с раздаточным материалом. Обсудив в парах, ребята прикрепляют лист с изображением и краткой информацией по национальному парку США к предполагаемой природной зоне.

 

 

 

 

Учащиеся высказывают предположения. Наиболее вероятно, что ответы учеников будут содержать ключевые слова «рисунок» или «схема».

 

 


Используем готовый рисунок + накладываем картографический материал = визуальный образ (схема представлений)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 этап: изменения ракурса на изучаемый объект (15/)

1/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30//

 

 

 

 

 

 

30//

 

 

 

 

 

1/

 

 

1/30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5/

 

 

 

 

 

 

 

5/

Учитель: «А теперь давайте посмотрим, каким образом эти точки роста мы можем использовать?».    На данном этапе мы меняем взгляд. Сейчас  мы посмотрим на природную зону с точки зрения туроператора. Но сначала спросим себя: «Чем занимается туроператор?»


Учитель выслушивает ответы ребят и поясняет: «Это специалист, который объединяет несколько достопримечательностей в тур, разрабатывает туристические маршруты».

 

Методическое пояснение:

Это способ локальных проб, с помощью которого учитель дает возможность ребенку увидеть область профессиональной деятельности - туризм.

 

 

Учитель: «Власти США и Канады решили показать всему миру красоту своих природных зон, распространяя туры в национальные парки. Я предлагаю Вам поработать с позиции туроператора с выделенными четырьмя национальными парками и соответствующими им природными зонами.

 

Выберите один из четырех парков.

 

Учитель поясняет, что номера парков на доске соответствуют табличкам с номерами на столах.

Учитель предлагает учащимся разойтись по группам в соответствии с выбранным ими природным парком.

Учитель объясняет, что есть ограничение -  число туроператоров, работающих с одним парком должно быть равным 4 человекам.

 

Основываясь на компонентах природной зоны, давайте сделаем рекламу тура природную зону, в которой находится ваш национальный парк.

На предыдущем этапе мы поработали с визуальными образами, рисунками, картами, географическими ассоциациями.

Ваши дополнительные ресурсы на специальном столе:

 

 - Фотографии животных и растений на столах у доски

- Климатические карты (атласы);

- Ноутбуками для выхода в Интернет.

Учитель поясняет: «На ватмане сделайте схематичную основу вашей рекламы. Это будет основой вашего выступления».






Учитель заслушивает ответы учащихся.


Ребята отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выбирают один из четырех национальных парков, разделяясь на группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выбирают на специальном столе листы с изображениями растений и животных, расположенных в природной зоне, в которой находится и национальный парк.

Учащиеся начинают работать,  продумывают туристические маршруты, отвечая на вопросы: «Куда?», «Что увижу?», «Сколько стоит?», «Какая будет погода?», «Какие есть достопримеча-тельности?»

Каждая группа презентует свою рекламу. Задача остальных – внимательно слушать и задавать вопросы.


 

 

 

 

 

3 этап: представление результатов урока в виде схемы

3/

Учитель задает вопросы учащимся:

- «Сможем ли мы теперь перевести зоны с недостаточной информацией в зоны, насыщенные информацией.

 

Учитель спрашивает ребят, появились ли у них новые вопросы?

Учитель поясняет учащимся, что точки их предметного и метапредметного роста лежат в области незнания.

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, подводят итог урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ  К  УРОКУ:

РАЗДАТОЧНЫЙ  МАТЕРИАЛ "НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ПАРКИ  СЕВЕРНОЙ  АМЕРИКИ"










































































Прикрепленные файлы:

  1. Программа к уроку Баскевич И.А. - Особенности формирования климата на территории России
  2. Командный лист к уроку Баскевич И.А. - Особенности формирования климата на территории России
  3. Интерактивная таблица
  4. Интерактивная карта к таблице
  5. Раздаточный лист с фото к уроку Баскевич И.А. - Особенности формирования климата на территории России
  6. Карта средней многолетней температуры воздуха. Январь
  7. Карта среднего многолетнего количества осадков на территории РФ
  8. Центры действия атмосферы


ć
Конструктор Сайта,
30 авг. 2012 г., 13:11
Comments