Научные проекты


«НАУКА   И   ПОЗНАНИЕ   В   РАЗВИТИИ   ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Проект I Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ

учащихся школ международного бакалавриата

 

Разработан: Баскевич И.А.,                                               Утвержден: Карпушин Н.Я.,

                      учитель географии МАОУ                            министр образования

                      СОШ «№7 с углубленным                            Пермского края

                     изучением английского языка»

                     г. Перми

                     04.11.2010 г.                                          17.11.2010 г.

__________________________________________________________________

 

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОЕКТА

 

1.     ВВЕДЕНИЕ

2.     ОПИСАНИЕ  ПРОЕКТА

2.1. Предмет разработки

2.2. Инновационный потенциал проекта

2.3. Координация выполнения проекта

2.4. Система мероприятий по достижению целей и задач проекта

2.5. План и этапы реализации работ по проекту

2.5. Механизмы выполнения проекта

2.6. Результаты, достижение которых предполагается проектом

2.7. Формы представления результатов

3.     ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ  ПРОЕКТА

3.1.         Ресурсы для реализации проекта

3.2.         Структура затрат и объем финансирования на реализацию проекта

 

1.     ВВЕДЕНИЕ

Направление проекта: Разработка и реализация I Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ учащихся школ международного бакалавриата в 2010-2013 г.г.

Общие положения. Главный принцип Международного бакалавриата – всестороннее развитие личности и подготовка активного, готового к принятию на себя ответственности гражданина посредством динамичного соединения знаний, навыков, умений, развития критического и творческого мышления.

Всемирная конференция по правам человека подтверждает принцип "Первоочередное внимание детям" и в этой связи подчеркивает важность активных национальных и международных усилий, в особенности усилий Детского фонда Организации Объединенных Наций, в целях поощрения уважения прав ребенка на выживание, защиту, развитие и участие.

Всемирная конференция по правам человека настоятельно призывает все страны в пределах всех имеющихся у них ресурсов и при поддержке международного сотрудничества принять меры для достижения целей Плана действий Всемирной встречи на высшем уровне. Конференция призывает государства учесть положения Конвенции о правах ребенка в своих национальных планах действий.

Проект разработки и реализации конкурса исследовательских работ учащихся школ общеобразовательных учреждений международного бакалавриата «Наука и познание в развитии личности ребенка» (далее - Конкурс) направлен:

- на реализацию прав ребенка на всестороннее и гармоничное развитие

- на популяризацию знаний по правам ребенка в среде российских школ – участниц внедрения программы Международного бакалавриата.

Конкурс призван способствовать активизации национальных и международных усилий, в особенности усилий Детского фонда Организации Объединенных Наций, по защите прав ребенка и повышению юридической грамотности участников образовательного процесса. Конкурс содействует реализации региональной целевой программы «Семья и дети Прикамья» и приоритетного национального проекта «Образование».

Цель проекта:

- реализация принципа "Первоочередное внимание детям" в целях поощрения уважения прав ребенка на выживание, защиту, развитие и участие. 

- развитие личности и формирование мировоззрения учащегося  через познание и научные достижения.

- популяризация правовых знаний среди детей и молодёжи;

- научное познание в сотрудничестве;

 

Задачи проекта:

- определение общественно-значимых направлений развития науки, познания и творчества;

- знакомство учащихся школ международного бакалавриата с личностными ценностями, ценностными ориентациями, мировоззренческим отношением  друг друга к окружающему миру и событиям, в нем происходящих;

- развитие у учащихся устойчивого интереса и навыков организации научно-исследовательской деятельности;

- формирование научного мировоззрения, оценочных суждений участников конкурса о тех или иных явлениях и процессах, происходящих в окружающем мире;

- поиск и поддержка талантливых молодых исследователей, способных к научно-исследовательской деятельности;

- повышение интереса учащихся школ международного бакалавриата к исследовательской деятельности в рамках программ СAS.

 

2.     ОПИСАНИЕ  ПРОЕКТА

2.1.         Предмет разработки

     Предмет разработки – объединение общеобразовательных учреждений международного бакалавриата на территории Российской Федерации путем интеграции их в единое научно-исследовательское образовательное пространство на базе МОУ СОШ N 7 г. Перми с углубленным изучением английского языка.

Деятельность в рамках проекта направлена на создание организационных и педагогических условий в Пермском крае для реализации исследовательского компонента образовательных программ международного бакалавриата и формирования единого Всероссийского научно-исследовательского пространства по обмену идеями, опытом участников проекта – учащихся, учителей, специалистов в области разработки и внедрения образовательных программ в сфере бакалавриата.

  Основным инструментом создания научно-исследовательского пространства в образовательном учреждении является I Всероссийская конференция учащихся образовательных учреждений международного бакалавриата.

 

2.2. Инновационный потенциал проекта

Реализация проекта позволяет:

- создать условия для общения, обмена опытом учащихся различных школ международного бакалавриата;

- сформировать  единое вариативное образовательное пространство и полипрофессиональное  разновозрастное образовательное сообщество города, края, России, основанное на консолидированной ответственности различных ведомственных систем, специалистов, самих учащихся и их родителей.

Реализация проекта способствует:

- решению комплекса проблем, сопровождающих внедрение научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательный процесс;

- повышению уровня мотивации научно-исследовательского труда учащихся, особенно старшеклассников, на основе создания индивидуальной папки портфолио;

- самовыражению личности,

- активизации адаптивной функции школы как социального института, призванного подготовить человека к жизни,

- социальной мобильности выпускников, адекватности их возможностей требованиям окружающей действительности, социальным потребностям современного общества – общества новых информационных технологий.

 

2.3. Координация выполнения проекта

Разработчики проекта:

- Баскевич И.А., Кузнецова О.А. – учителя МОУ «СОШ N 7 с углубленным изучением английского языка».

Организаторы проекта: МОУ «СОШ N 7 с углубленным изучением английского языка», Министерство образования Пермского края.

Партнеры проекта: Кадрово-ресурсный центр ПГПУ по внедрению программ международного бакалавриата, ПГПУ, ПГУ.

 

2.4.         Система мероприятий по достижению целей и задач проекта

При реализации проекта предполагается разработка и выполнение ряда комплексно – целевых мероприятий. В ходе выполнения проекта возможна корректировка отдельных мероприятий.

Система мероприятий по достижению целей и задач проекта включает в себя мероприятия по следующим направлениям деятельности:

1. Мероприятия по управлению и кадровому обеспечению реализации проекта:

- разработку нормативной базы (локальные акты, регулирующие вопросы организации службы информационного обеспечения участников проекта, конкурсной комиссии);

- привлечение всех субъектов образовательного процесса (администрация школы, учителя, учащиеся и их родители, министерство образования Пермского края) к работе по реализации проекта;

- создание новых структур (служба информационного обеспечения, организационный комитет, экспертная комиссия, жюри конкурса, временные творческие группы учителей и учащихся и т.д.);

- разработку организационной базы (план проведения мероприятий, программа проведения конкурса, пакет документов по оцениванию конкурсных работ и.т.д.)

 

2. Мероприятия по созданию ресурсной базы для реализации проекта:

- разработку финансово-экономического обоснования проекта;

- разработку системы мер по мотивации к участию в проекте и их поощрению.

 

3. Мероприятия, связанные с проведением I Всероссийской конференции  научно-исследовательских работ учащихся школ Международного бакалавриата.

 

3.1. Координация Конференции.

Координация Конференции осуществляется Оргкомитетом, в который входят учредители Конференции и представители заинтересованных организаций. Оргкомитет формирует жюри Конференции.

Оргкомитет Конференции осуществляет.

- руководство проектом;

- принятие решения о составе жюри и назначении председателя жюри;

- проведение информационных мероприятий в рамках Конференции согласно утвержденному плану;

- координацию работы с информационными спонсорами Конференции;

- прием работ, присланных для участия в Конференции, проверку соответствия оформления и подачи работ согласно требованиям и условиям, предусмотренным разработанным положениям;

- регистрацию работ;

- передачу работ в жюри;

- координацию работы жюри и экспертов во время проведения Конференции;

- организацию церемонии награждения победителей и призеров Конференции.

Обязанности и права Оргкомитета.

- создание равных условий для всех участников;

- обеспечение гласности проведения Конференции;

- обеспечение анонимности работ при их оценке;

- недопущение разглашения сведений о результатах ранее оговоренного срока.

- отказ претенденту в участии на основании несоответствия работы требованиям Положения о Конференции;

- аннулирование результатов Конференции в номинации, где было обнаружено злоупотребление жюри или экспертами своими полномочиями.

Ответственность Оргкомитета.  Оргкомитет несет ответственность:

- за соблюдения настоящего Положения, правил и процедур подготовки и проведения Конференции;

- за обеспечение объективности оценки работ (в т.ч. конфиденциальности конкурсных работ).

Жюри Конференции.   Жюри Конференции создается с целью отбора и оценки лучших работ и определения победителей, в соответствии с методикой и Критериями оценки конкурсных работ, определяемыми данным Положением.

Состав жюри формируется Организационным комитетом Конференции из наиболее авторитетных работников отрасли образования, представителей Высшей школы, государственных органов, независимых экспертов и утверждается Организаторами Конференции. Количество членов жюри не четное и не менее пяти человек в секции.

Спонсоры Конференции.   Спонсорами Конференции могут быть национальные и зарубежные юридические лица, осуществляющие безвозмездную передачу денежных средств Организационному комитету в рублях или иностранной валюте. Полученные средства используются Оргкомитетом по обусловленному назначению - на подготовку и проведение Конференции. Настоящим Положением устанавливается, что спонсоры Конференции подразделяются следующим образом: генеральный спонсор, официальный спонсор, спонсор, информационный спонсор.

 

3.2. Определение участников Конференции. Участниками Конференции могут быть учащиеся 5-11 классов образовательных учреждений России, включенных в образовательные программы MYP и PYP Международного бакалавриата.

3.3. Определение рабочего языка Конференции. Официальные рабочие языки Конференции – русский, английский.

 

3.4. Организация работы Конференции.

Конференция проходит в два этапа.

Первый этап – заочный. К участию в нем допускается любая работа, соответствующая направлениям конкурса. На конкурс принимаются исследовательские работы по следующим направлениям:

1) «Мир как текст» - русский язык, литература.

2) «Мир в цифровом формате» - математика, логика.

3) «Общение без границ» - иностранные языки.

4) «Познание пространства» - география, краеведение.

5) «Время и общество» - история, обществознание, граждановедение.

6) «Познание внутреннего устройства мира» - физика, математика.

7) «Познание живого» - биология, экология.

8) «Мир веществ» - химия.

9) «Межкультурные коммуникации – ключ к общению» - культурология, социальная антропология, этнография.

10) «Мир в творчестве » - музыка, живопись.

Желающие принять участие в Конференции отправляют по электронной почте Заявку, в соответствии с требованиями «Положения о проведении заочного этапа I Всероссийской научно-исследовательской конференции». По итогам оценки работ экспертной комиссией каждому участнику заочного этапы высылается рецензия и сертификат участника заочного конкурса исследовательских работ. Экспертной комиссией производится отбор работ к участию во втором этапе проекта, о чем Организационный комитет заблаговременно уведомляет авторов.

Второй этап – очный. К участию в нем допускаются работы, одобренные экспертными комиссиями первого (заочного) этапа конкурса.

На Конференцию представляются работы, соответствующие тематике вышеназванных направлений, носящие проблемный, исследовательский и поисковый характер. Работы должны быть представлены в печатном виде и оформлены в соответствии с требованиями положения. Защита работ может проводиться как на русском, так и на английском языке.

Срок подачи заявок, требования к оформлению работ и тезисов на I и II этапы Конференции определяются в соответствии с Информационными письмами, рассылаемыми Организационным комитетом в школы международного бакалавриата на территории РФ. Представление тезисов не является обязательным условием участия в Конкурсе. Учащиеся, чьи тезисы представлены в срок, в случае рекомендации экспертных комиссий Конкурса получат право на публикацию в сборнике тезисов Конкурса.

Участники направляются на финал за счет средств школы, муниципалитета, субъекта Федерации или спонсоров. Оргвзнос   за участие в конкурсе устанавливается оргкомитетом конкурса за три месяца до начала конкурса.

2.5. План и этапы реализации проекта

 

Мероприятия

Сроки

1.

Организационный этап:

- создание организационного комитета

- разработка нормативной базы (локальные акты, регулирующие вопросы организации службы информационного обеспечения школ)

 

Декабрь-январь 2010-2011 г.г.

2.

Прогностический этап:

- мониторинг исследовательских запросов учащихся школ международного бакалавриата

 

январь-февраль 2011 г.

 

3.

Технологический этап:

- создание творческих групп по реализации проекта

- формирование жюри

- организация работы семинара по вопросам реализации проекта

- решение вопросов размещения, питания участников конференции

 

Март-апрель 2011 г.

4.

Практический этап:

- проведение заочного этапа I Всероссийской Конференции

- проведение очного этапа I Всероссийской Конференции

 

февраль-март 2011 г.

 

апрель 2011 г.

- проведение заочного этапа II Всероссийской Конференции

- проведение очного этапа II Всероссийской Конференции

февраль-март 2012 г.

 

апрель 2012 г.

- проведение заочного этапа III Всероссийской Конференции

- проведение очного этапа III Всероссийской Конференции

февраль-март 2013 г.

 

апрель 2013 г.

5.

Обобщающий этап:

- обобщение опыта по реализации проекта,

- разработка пакета нормативной документации, регулирующей вопросы организации центра научных исследований в системе образовательных программ международного бакалавриата.

май-июнь 2013 г.

 

 

2.6. Результаты, достижение которых предполагается проектом

Обобщение и распространение опыта построения научно-исследовательской среды в школах – участницах проекта, отработка норм и нормативов финансового, материально-технического и ресурсного обеспечения реализации проекта в этих образовательных учреждениях может стать основой для выработки единой образовательной политики в рамках образовательного пространства города, края, России  по вопросам:

- внедрения научно-исследовательских  технологий,

- выработке единых форм и методов работы с одаренными и пытливыми детьми во все сферы учебно-воспитательного процесса,

- организации предвузовской подготовки старшеклассников,

- повышения квалификации педагогических работников через дистанционные формы обучения.

 

2.6.1. На краевом уровне:

1) Обеспечение возможности создания на территории Пермского края ресурсного инновационного научно-исследовательского центра в рамках существующего финансового, материально-технического обеспечения.

 

2.6.2. На всероссийском уровне:

1) научно – теоретические:

- разработка модели развитой инновационной научно-исследовательской среды общеобразовательных учреждений международного бакалавриата;

- разработка пакета нормативной документации, регулирующей вопросы организации службы, регулирующей;

2) образовательно-квалификационные:

- обеспечение учителями школы расширения и углубления содержания преподаваемых предметов;

3) содержательно – технологические:

- освоение учителями и учащимися новых научно-исследовательских технологий:

- организация личностно ориентированного обучения;

- дистанционного обучения;

4) содержательно – воспитательные:

- формирование осознанной мотивации учебной деятельности учащихся;

- ориентация воспитательной системы школы на максимальный учет потребностей, интересов и склонностей учащихся;

- организация профориентационной работы, позволяющей большинству старшеклассников сделать осознанный выбор профессии;

 

2.7. Формы представления результатов

В ходе реализации проекта будут созданы:

· модель научно-исследовательской среды образовательного учреждения;

· компьютерные базы данных, связанные с внедрением и реализацией проекта;

Предполагается подготовка:

· методических рекомендаций по вопросам внедрения научно-исследовательских  технологий в образовательный и управленческий процессы;

· методических рекомендаций по организации на базе развитой среды школы международного бакалавриата ресурсных научно-исследовательских центров.

Отчеты о ходе и результатах выполнения проекта регулярно размещаются на сайте МОУ СОШ N 7.

 

3. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ   ОБОСНОВАНИЕ   ПРОЕКТА

3.1.  Ресурсы для реализации проекта

         Бюджет проекта складывается из единовременных расходов (кадровых и материальных)  и повторяющихся затрат на поддержание функционирование проекта. Предполагается единовременные затраты осуществлять  за счет финансовой поддержки из бюджета Пермского края, повторяющиеся – частично за счет внебюджетных средств.

3.2. Структура затрат:

Этапы

2010-2011 г.г.

2011-2012 г.г.

2012-2013 г.г.

I. Этап внедрения

 

Бюджет Пермского края

-

-

II. Этап функционирования

 

Бюджет Пермского края

Внебюджетные средства

Бюджет Пермского края

Внебюджетные средства



Файлы:



Цифровой образовательный ресурс
"ЖИВАЯ  ГЕОГРАФИЯ"



Характеристика особенностей цифрового образовательного ресурса

«Живая география», разработанного учителем географии МАОУ «СОШ № 7 с углубленным изучением английского языка» Баскевич И.А. совместно с учащимися

В 2012 году мной совместно с учащимися МАОУ "СОШ № 7 с углубленным изучением английского языка" г. Перми было разработано интерактивное пособие по географии Пермского края "Живая география".

Педагогические особенности продукта:

1)    «Живая география» - цифровой образовательный ресурс (ЦОР) с контентом «по интересу» учащихся. Это электронная книга, содержание которой определяют сами школьники.  Обычно ученики привыкли к тому, что им дают готовый учебник, в котором кто-то по своему усмотрению уже отобрал интересную и полезную (возможно только для самого автора) информацию. В «Живой географии» ребята-авторы получают возможность сделать книгу (пособие, учебник) сами – отобрать наиболее интересный именно для них материал, разбить разделы именно тек, как хотят они. Например, здесь нет скучного для детей раздела «Характеристика хозяйства Пермского края», являющегося неотъемлемой частью любого пособия по краеведению. Ребята решают эту задачу следующим образом – на основе проведенного ранее одним из учащихся Владом Гуренко научного исследования «Оценка индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) для территории Пермского края» они создают раздел «Остаться или уехать из родного края?» и на основе ИРЧП дают характеристику каждому муниципальному образованию Пермского края. И эта информация заставляет пользователя задуматься. А вот задумавшись, решение каждый пользователь принимает сам.

2)    Создание готового «взрослого» продукта – возможность взять на себя ответственность по решению серьезной научной и учебной задачи.

3)    «Живая география» - интерактивный контент. Знакомя пользователя в рамках раздела «Этнический состав населения Пермского края» с традициями, обычаями, национальными костюмами и т.д. Прикамья пользователю предлагается “Toolbar”, который наполнен элементами национальной одежды. Пользователь мог сам составить национальный костюм любой заинтересовавшей его национальности. А затем можно проверить себя загрузив фотографии повседневной и торжественной мужской и женской одежды. Можно смешать элементы одежды всех представленных в книге национальностей и попробовать самому выбрать те, которые принадлежат к какой-то одной из них. Данные возможности вносят в образовательный процесс элементы игры, в которой можно действовать самому. Кроме того, такой практикум позволит лучше понять и, возможно, почувствовать представителя другой национальности в жизни. А это весьма важно сегодня с позиций воспитания этнической толерантности.

4)    «Живая география» - практикум. В ряде разделов содержится видео, главными действующими персонажами которого являются учащиеся. Видеофрагменты позволяют пользователю лучше разобраться с интересными, но сложными вопросами, увидеть «технологию открытия» своими глазами. Например, шестиклассник Семен Будник (обучающийся, кстати, не в школе 7, а в гимназии № 2) в видеосюжете подробно рассказывает и показывает, что нужно делать, чтобы вырастить кристаллы халькантита в домашних условиях. Алеша Семенов (учащийся МАОУ «СОШ № 9») выступает в роли экскурсовода в видеосюжете об улице Пушкина и увлеченно рассказывает о старинных домах, хранящих много тайн и загадок. Саша Федосеева подробно показывает как правильно измерять кристаллы горного хрусталя и оценить их габитус, ведь именно этот параметр позволяет узнать причину образования горного хрусталя. В связи с этим «Живая география» - это еще и возможность объединения учащихся из разных школ, организация «межшкольного пространства по интересам».

5)    «Живая география» - возможность говорить с детьми на одном языке, дать им возможность обучаться с помощью тех ресурсов и технологий, которые им близки. Думаю, что ни для кого не секрет, что нынешние дети – поголовные «IT-profi». Поэтому дать им в руки хорошо знакомые им инструменты и оболочки – значит играть на их поле вместе с ними.

6)    «Живая география» -  моделирование ситуации принятия решения учащимся. В предлагаемой Баскевич И.А. программной оболочке ребята имеют возможность выбрать последующий контент. Например, как назвать раздел, какую карту использовать, что поместить в видеотур и многое другое. При этом решения должны быть научно-обоснованными. И каждый, кто предлагает свой способ, с интересом ищет аргументы, чтобы отстоять свой продукт на общем совете. Весь контент, средства его представления согласуются в ходе обсуждения на общих собраниях.

 

Краеведческие особенности продукта:

         1) Книга формируется Баскевич И.А. совместно с учащимися. Материалами для создания текстов книги служат данные пермских краеведов, ученых, хозяйственные описания Пермской области (губернии), данные сайта Федеральной государственной статистики по Пермскому краю. Значительная часть книги построена на основе материалов учащихся, полученных в ходе экспедиций и выполнения исследовательских проектов.

         2) ЦОР называется «Живая география», так как контент для ее наполнения никогда не будет исчерпан, так как в его основе лежит интерес учащихся к родному краю. Интересы у разных учащихся разнообразные, поэтому и ЦОР «Живая география» многолик и вариативен. 

 

Технологические особенности продукта:

1) Баскевич И.А. для создания ЦОР «Живая география» была выбрана программа InDesign, применяющаяся в издательской деятельности. Баскевич И.А. имела опыт работы с данной программой и ранее. Так, в частности, данная программа была использована для создания географического календаря, разработанного в ходе исследовательской работы ученицы 8 класса Филипповой Ксении. Однако в руководстве, знакомящем пользователя с программой InDesign не содержится сведений о применении программы в сочетании с on-line ресурсами. Использование on-line контента являлось неотъемлимым требованием при создании «Живой географии». В связи с этим при создании ЦОР «Живая география» Баскевич И.А. было принято авторское решение по использованию издательской программы InDesign в сочетании с on-line ресурсами для реализации двух главных особенностей продукта:

- интерактивностью;

- возможности неограниченного использования карт, геоинформационных программ (Google Earth)

     Подобное авторское решение позволило создать цифровой образовательный ресурс высокого качества и больших возможностей. В связи с этим можно сказать о том, что ЦОР «Живая география» обладает технической новизной.

2) «Живая география» - возможность выбора контента, вариантов использования ее контента не только для создателей книги, но и для ее пользователей (именно пользователей, а не читателей).

3) Электронный ресурс, который обладает свойством «безграничности». БУМАЖНОЕ ПОСОБИЕ ВСЕГДА ОГРАНИЧЕНО ТЕМ ИЛИ ИНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ СТРАНИЦ. В пособиях на бумажных носителях всегда приходится чем-то жертвовать. Здесь же мы имеем возможность оставлять все, что нам нравится. При этом пособие будет работать на ПК любой емкости, большой памяти оно не требует.  Для хранения информации пособие снабжено гиперссылками на домены длительного хранения, где и размещается большая часть информации. Ограничение только одно – на ПК должен загружаться Интернет.

4) Возможность ежесекундного обращения к карте. Любое бумажное  пособие по географии построено таким образом, что одновременно с прочтением текста карту не посмотришь. Данный ресурс на основе использования контента Google Earth позволяет одновременно видеть и текст и карту. Карта при этом обладает всеми свойствами интерактивности. Пользователь сразу видит на карте объект, о котором идет речь в тексте  (обозначен меткой). Пользователь тут же по своему выбору посмотреть фотографии объекта (сделанные в ходе экспедиций самими авторами книги, а не взятыми из Интернета), рассчитать расстояние до любого пункта, определить, какие достопримечательности находятся рядом и т.д.



Comments