Живая география


Цифровой образовательный ресурс
"ЖИВАЯ  ГЕОГРАФИЯ"



Характеристика особенностей цифрового образовательного ресурса

«Живая география», разработанного учителем географии МАОУ «СОШ № 7 с углубленным изучением английского языка» Баскевич И.А. совместно с учащимися

В 2012 году мной совместно с учащимися МАОУ "СОШ № 7 с углубленным изучением английского языка" г. Перми было разработано интерактивное пособие по географии Пермского края "Живая география".

Педагогические особенности продукта:

1)    «Живая география» - цифровой образовательный ресурс (ЦОР) с контентом «по интересу» учащихся. Это электронная книга, содержание которой определяют сами школьники.  Обычно ученики привыкли к тому, что им дают готовый учебник, в котором кто-то по своему усмотрению уже отобрал интересную и полезную (возможно только для самого автора) информацию. В «Живой географии» ребята-авторы получают возможность сделать книгу (пособие, учебник) сами – отобрать наиболее интересный именно для них материал, разбить разделы именно тек, как хотят они. Например, здесь нет скучного для детей раздела «Характеристика хозяйства Пермского края», являющегося неотъемлемой частью любого пособия по краеведению. Ребята решают эту задачу следующим образом – на основе проведенного ранее одним из учащихся Владом Гуренко научного исследования «Оценка индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) для территории Пермского края» они создают раздел «Остаться или уехать из родного края?» и на основе ИРЧП дают характеристику каждому муниципальному образованию Пермского края. И эта информация заставляет пользователя задуматься. А вот задумавшись, решение каждый пользователь принимает сам.

2)    Создание готового «взрослого» продукта – возможность взять на себя ответственность по решению серьезной научной и учебной задачи.

3)    «Живая география» - интерактивный контент. Знакомя пользователя в рамках раздела «Этнический состав населения Пермского края» с традициями, обычаями, национальными костюмами и т.д. Прикамья пользователю предлагается “Toolbar”, который наполнен элементами национальной одежды. Пользователь мог сам составить национальный костюм любой заинтересовавшей его национальности. А затем можно проверить себя загрузив фотографии повседневной и торжественной мужской и женской одежды. Можно смешать элементы одежды всех представленных в книге национальностей и попробовать самому выбрать те, которые принадлежат к какой-то одной из них. Данные возможности вносят в образовательный процесс элементы игры, в которой можно действовать самому. Кроме того, такой практикум позволит лучше понять и, возможно, почувствовать представителя другой национальности в жизни. А это весьма важно сегодня с позиций воспитания этнической толерантности.

4)    «Живая география» - практикум. В ряде разделов содержится видео, главными действующими персонажами которого являются учащиеся. Видеофрагменты позволяют пользователю лучше разобраться с интересными, но сложными вопросами, увидеть «технологию открытия» своими глазами. Например, шестиклассник Семен Будник (обучающийся, кстати, не в школе 7, а в гимназии № 2) в видеосюжете подробно рассказывает и показывает, что нужно делать, чтобы вырастить кристаллы халькантита в домашних условиях. Алеша Семенов (учащийся МАОУ «СОШ № 9») выступает в роли экскурсовода в видеосюжете об улице Пушкина и увлеченно рассказывает о старинных домах, хранящих много тайн и загадок. Саша Федосеева подробно показывает как правильно измерять кристаллы горного хрусталя и оценить их габитус, ведь именно этот параметр позволяет узнать причину образования горного хрусталя. В связи с этим «Живая география» - это еще и возможность объединения учащихся из разных школ, организация «межшкольного пространства по интересам».

5)    «Живая география» - возможность говорить с детьми на одном языке, дать им возможность обучаться с помощью тех ресурсов и технологий, которые им близки. Думаю, что ни для кого не секрет, что нынешние дети – поголовные «IT-profi». Поэтому дать им в руки хорошо знакомые им инструменты и оболочки – значит играть на их поле вместе с ними.

6)    «Живая география» -  моделирование ситуации принятия решения учащимся. В предлагаемой Баскевич И.А. программной оболочке ребята имеют возможность выбрать последующий контент. Например, как назвать раздел, какую карту использовать, что поместить в видеотур и многое другое. При этом решения должны быть научно-обоснованными. И каждый, кто предлагает свой способ, с интересом ищет аргументы, чтобы отстоять свой продукт на общем совете. Весь контент, средства его представления согласуются в ходе обсуждения на общих собраниях.

 

Краеведческие особенности продукта:

         1) Книга формируется Баскевич И.А. совместно с учащимися. Материалами для создания текстов книги служат данные пермских краеведов, ученых, хозяйственные описания Пермской области (губернии), данные сайта Федеральной государственной статистики по Пермскому краю. Значительная часть книги построена на основе материалов учащихся, полученных в ходе экспедиций и выполнения исследовательских проектов.

         2) ЦОР называется «Живая география», так как контент для ее наполнения никогда не будет исчерпан, так как в его основе лежит интерес учащихся к родному краю. Интересы у разных учащихся разнообразные, поэтому и ЦОР «Живая география» многолик и вариативен. 

 

Технологические особенности продукта:

1) Баскевич И.А. для создания ЦОР «Живая география» была выбрана программаInDesign, применяющаяся в издательской деятельности. Баскевич И.А. имела опыт работы с данной программой и ранее. Так, в частности, данная программа была использована для создания географического календаря, разработанного в ходе исследовательской работы ученицы 8 класса Филипповой Ксении. Однако в руководстве, знакомящем пользователя с программой InDesign не содержится сведений о применении программы в сочетании сon-line ресурсами. Использование on-line контента являлось неотъемлимым требованием при создании «Живой географии». В связи с этим при создании ЦОР «Живая география» Баскевич И.А. было принято авторское решение по использованию издательской программы InDesign в сочетании с on-line ресурсами для реализации двух главных особенностей продукта:

- интерактивностью;

- возможности неограниченного использования карт, геоинформационных программ (Google Earth)

     Подобное авторское решение позволило создать цифровой образовательный ресурс высокого качества и больших возможностей. В связи с этим можно сказать о том, что ЦОР «Живая география» обладает технической новизной.

2) «Живая география» - возможность выбора контента, вариантов использования ее контента не только для создателей книги, но и для ее пользователей (именно пользователей, а не читателей).

3) Электронный ресурс, который обладает свойством «безграничности». БУМАЖНОЕ ПОСОБИЕ ВСЕГДА ОГРАНИЧЕНО ТЕМ ИЛИ ИНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ СТРАНИЦ. В пособиях на бумажных носителях всегда приходится чем-то жертвовать. Здесь же мы имеем возможность оставлять все, что нам нравится. При этом пособие будет работать на ПК любой емкости, большой памяти оно не требует.  Для хранения информации пособие снабжено гиперссылками на домены длительного хранения, где и размещается большая часть информации. Ограничение только одно – на ПК должен загружаться Интернет.

4) Возможность ежесекундного обращения к карте. Любое бумажное  пособие по географии построено таким образом, что одновременно с прочтением текста карту не посмотришь. Данный ресурс на основе использования контента Google Earth позволяет одновременно видеть и текст и карту. Карта при этом обладает всеми свойствами интерактивности. Пользователь сразу видит на карте объект, о котором идет речь в тексте  (обозначен меткой). Пользователь тут же по своему выбору посмотреть фотографии объекта (сделанные в ходе экспедиций самими авторами книги, а не взятыми из Интернета), рассчитать расстояние до любого пункта, определить, какие достопримечательности находятся рядом и т.д.












Comments